Обновлено сегодня в 11:00
В СФ рассказали, когда появится экономический эффект от использования ИИ-решений
Фото: Е. Самарина/ Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы/ Mos.ru
Генеративный ИИ сегодня находится на этапе капиталоёмкого формирования базовой инфраструктуры. В этом смысле ожидать немедленного и линейного ускорения экономического роста было бы методологической ошибкой. Исторически почти все сквозные технологии — от электрификации до интернета — сначала требовали масштабных инвестиций в стандарты и кадры, а уже затем начинали приносить устойчивый макроэкономический эффект. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый заместитель председателя Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
Он прокомментировал выводы исследования НИУ ВШЭ о том, что ожидания быстрого экономического эффекта от вложений в инфраструктуру генеративного искусственного интеллекта (ИИ) могут быть завышены. В документе говорится, что мировой рынок ИИ-решений развивается по догоняющей модели — доходы от софта пока не компенсируют огромные вложения в необходимое «железо», пишет газета «Коммерсант».
Генеративный искусственный интеллект — это тип нейронных сетей, которые используются для создания новых данных на основе полученной при обучении информации. Такие нейросети могут создавать изображения, тексты, аудио, видео и другие типы контента.
Учёные отметили нелинейный характер развития рынка генеративного ИИ. Если до 2021 года показатели увеличивались за счёт становления и коммерциализации таких моделей, то в 2022 году они снизились до локального минимума. Потом, в 2023 году, был интенсивный, но кратковременный всплеск рыночной активности, а в 2024 году эффективность вложений опустилась до уровня 2022 года.
Сенатор Шейкин считает, что в краткосрочной перспективе влияние ИИ действительно будет ограниченным и неравномерным. «Основная часть экономической отдачи пока концентрируется в отдельных нишах — ИТ, финсекторе, маркетинге, аналитике, автоматизации рутинных операций. При этом на макроуровне затраты на вычислительные мощности, дата-центры, энергетику и обучение моделей опережают доходы от коммерческого применения, что и создаёт ощущение «догоняющей модели» рынка. Это не кризис ИИ как технологии, а нормальная фаза инвестиционного цикла», — подчеркнул законодатель.
При этом он заверил, что в долгосрочной перспективе ситуация будет меняться, и экономический эффект от ИИ будет проявляться не столько в прямых доходах от продажи таких решений, сколько в росте производительности, снижении издержек, ускорении процессов и повышении качества управления в традиционных отраслях.
Артём Шейкин. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Таким образом, быстрее всего мы увидим не взрывной экономический рост, а фазу ограниченного, но структурного влияния ИИ. И хотя эта технология пока не даёт ощутимого прироста в количественных показателях экономического роста, она критически важна для конкурентоспособности отдельных компаний, отраслей и государств
Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
https://senatinform.ru/news/matvienko_zayavila_o_neobkhodimosti_bolee_vysokoy_suverenizatsii_ii/Он пояснил, что экономики, которые сейчас инвестируют в инфраструктуру, регулирование и кадры, создают задел на следующий этап, когда ИИ станет таким же базовым элементом экономики, как цифровые платформы или автоматизация.
Ранее Шейкин заявлял нашему изданию, что взвешенный подход к законодательному регулированию искусственного интеллекта сохраняет свободу для исследований, экспериментов и конкуренции.
Председатель СФ Валентина Матвиенко сказала, что ИИ способствует быстрому развитию в самых разных сферах, но одновременно есть опасения по поводу его негативного влияния.
Спикер подчёркивала, что в верхней палате работают над совершенствованием законодательства в области ИИ.





