Создано сегодня в 12:26
Операторам беспилотников придётся получать права

Фото: Shatokhina Natalia/ news.ru/ Global Look Press
Введение системы аттестации операторов беспилотников позволит сформировать единые стандарты, обязательные для всех, кто работает с дронами. Учитывая различие самих аппаратов, нужно ввести разные уровни аттестации: чем сложнее и мощнее дрон, тем выше должны быть требования к его оператору. Об этом «СенатИнформ» сказал замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый зампред Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
Минтранс предложил ввести требование о получении свидетельства внешнего пилота для операторов, которые с земли управляют беспилотными авиационными системами (БАС).
В частности, министерство предлагает вписать «внешнего пилота беспилотных авиационных систем» в список специальностей авиаперсонала. В правах на управление будет указан вид беспилотника. Как сообщают «Ведомости», для получения свидетельства нужно будет сдать экзамены и пройти подготовку в авиационном учебном центре, сертифицированном Росавиацией. Изменения должны вступить в силу с 1 марта 2026 года.
Сенатор Артём Шейкин в разговоре с нашим изданием сказал, что аттестация внешних пилотов БАС должна быть обязательной. «Сегодня беспилотники применяются в самых разных сферах, и от того, насколько подготовлен оператор, напрямую зависит безопасность людей и инфраструктуры, которая может оказаться в зоне полёта», — отметил парламентарий.
По его словам, введение системы аттестации позволит сформировать единые стандарты, обязательные для всех, кто работает с дронами. Шейкин считает, что это будет похоже на уже привычную систему водительских удостоверений: чтобы управлять автомобилем, человек обязан пройти обучение и сдать экзамен. То же самое должно быть и в беспилотной авиации.

Артём Шейкин. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
При этом важно учитывать различие самих аппаратов. Управлять лёгким дроном для фото- или видеосъёмки — это одно, а контролировать тяжёлый беспилотник, который перевозит грузы или работает вблизи стратегических объектов, — совсем другое. Поэтому логично ввести разные уровни аттестации: чем сложнее и мощнее дрон, тем выше должны быть требования к его оператору
Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Благодаря такому подходу можно снизить число инцидентов, обеспечить предсказуемые правила для рынка БАС и быть уверенными в том, что беспилотники от мала до велика управляются исключительно подготовленными специалистами, подытожил сенатор.
Ранее Шейкин говорил, что Единая система контроля за полётами дронов поможет отследить местоположение БПЛА, идентифицировать устройства и их владельцев.
Как писал «СенатИнформ», за год заработные платы в сфере беспилотной авиации увеличились почти на 20%.